[О сайте.]    [Конференция.]    [Отчеты.]    [Галереи.]
[Наши авто.]    [Полезные ссылки.]    [Видео.]    [Разное.]

К началу...

Юные водоходы (1983) Юные водоходы (1983).

Уже бывая много раз на этом озере в следующих походах, я узнал много интересного: о большой глубине, розе ветров на нем и о количестве погибших в волнах Селецкого. Высадясь на берег, все рухнули на теплые прибрежные камни и почти целый час, никто не мог даже разговаривать - так все устали. Решили сегодня дальше уже не идти, а остановиться на ночевку в этом месте, благо место для палаток нашлось. По-прежнему светило яркое солнце и наши вещи, разложенные и развешанные по деревьям, высохли за каких-то полтора часа. А еще пришлось сушить почти все продукты, которые тоже побывали в воде. Особенно сильно размокли макароны и хлеб, но и здесь смекалка нас не подвела - мы их разложили на другой стороне мыса, где еще бушевала стихия и дул пронизывающий ветер. Только необходимо было отгонять чаек, которые слетелись со всех островов и берегов. Учитывая предыдущую ночь и тяжелый день, отбой на этот раз был необычайно ранним, после ужина не было посиделок у костра и все легли спать в 22 часа.
  За ночь ветер немного стих, но погода стала портиться. Стали наползать тяжелые тучи, солнце практически видно не было, и ветер постепенно стал превращаться в более холодный. На острове делать было нечего и мы продолжили свой маршрут. Обошли остров, вышли снова в наветренную сторону и при боковой волне около 40 см повернули в сторону оз. Сонго. Сначала волна старалась прижать к левому по ходу берегу, но постепенно, заходя в залив, она становилась все меньше. И только, когда мы вышли в озеро Сонго, опять пошла встречная волна, но по сравнению со вчерашней, опасности уже не представляла.
  Озеро Сонго оставило неприятное впечатление, пришлось просто долго грести среди далеких и низких берегов. Постепенно сужаясь, озеро перешло в реку Сонго с большим количеством заливов и расхождением русла. Только по водорослям, растущим на небольшой глубине можно ориентироваться о движении воды и определять истинное русло реки. Поднимаясь вверх против течения на отрезке 4 км, только перед самым порогом Тушели мы почувствовали сопротивляющее движение воды. Останавливаться на ночевку возле порога не имело смысла и мы в течение четырех часов обнесли по лесной дороге лодки и все вещи. Погода к этому времени опять наладилась, небо расчистилось от туч и засияло яркое солнце. Теперь необходимо было найти выход в Унутозеро. Дважды мы попадали в заливы и в конце концов, преодолев мощный слив из озера, вышли на спокойную как зеркало водную гладь Унутозера. Удивительная тишина и спокойствие этого места очаровало буквально всех с первых минут. Решили постоять несколько дней на этом озере и нашли стоянку на южном мысе большого острова. Высадились на небольшом песчаном пляже среди камней, оборудовали сами стоянку, т.е. сделали стол, скамейки, костровище и даже, из найденного на берегу интересного дерева, идола - хранителя стоянки.
  Стоянка оказалась очень богатой на лесные богатства - черника, грибы, морошка, брусника, а про рыбалку можно сказать - потрясающе. С лёгкой руки одного из наших туристов это место получило название "Банановая республика" или просто "Бананка". На вопрос почему "Бананка" - всегда служил ответ: "Это такое чудесное место, на котором есть все, кроме бананов". Еще притягательная сила этого места, наверное, в том, что оно сочетает в себе песчаный пляж, мелкое озеро с песчаным дном, неимоверное количество кустарников крупной черники и находящий рядом залив, куда почти всегда заплывает лещ и щука. Здесь провели два великолепных дня. Наварили варенья, сетью наловили очень много щук и лещей, устраивали морские бои на надувных матрацах, переворачивались на байдарках. Кстати на острове оказалось много зайцев, которые иногда пугали нас своими внезапными прыжками из-под ног во время сбора ягод. А одной ночью нас разбудил лось, переплывавший с острова на берег, и трубящий во все горло.
  К концу второго дня пребывания на острове погода испортилась, подул северный ветер, похолодало и заморосил дождь. С утра дождя не было, но ветер не утихал и в середине дня мы отошли от нашей стоянки в сторону Тумбы. Не доходя до моста 500 м, на нас обрушился такой мощный ливень, продолжавшийся около сорока минут, что все сильно промокли. На наше счастье возле моста мы встретили группу питерцев, приехавших на машинах и отдыхавших на Тумбе, которые напоили нас горячим чаем и разрешили подсушиться у костра. В разговоре с ними мы выяснили, что в этом месте дважды в день проходит лесовоз в сторону Ахвенламби и при необходимости можно договориться с водителем о перевозке вещей и нас самих. Поблагодарив за гостеприимство питерцев, мы вышли в Тумасозеро, незаметно его проплыли, а далее Сидрозеро, так и не найдя границ перехода между этими озерами, через три часа достигли северной части берега. Полчаса ушло на поиски устья реки Сидра. Очень необычно впадает эта речка в озеро. Мы искали ее в заливах, а она выходит из небольшого мыса точно посередине северного берега. Еще более точным ориентиром является одиноко стоящая сосна на самом краю берега реки и озера. Сразу бросилось в глаза то, что вода в реке имеет цвет намного темнее, чем в озерах и других реках, по которым мы уже проплывали. Через двести метров от устья наткнулись на разрушенный мост, разобрали его и пошли дальше. Нам необходимо было найти Бобровый ручей, впадающий в Сидру, чтобы через него попасть сначала в Кукозеро, а затем в Маслозеро.
  Продвигаясь вверх против течения, болотистые берега становились все мрачнее, а река более извилистая. Выходя из-за поворотов по реке, неоднократно сталкивались с дикими утками и гусями, совершенно непугаными и довольно близко подпускавшими к себе, а потом убегающими в прибрежные кусты или перелетающими за следующий поворот. Поднялись вверх по Сидре уже более 8 км, а никакого притока замечено не было. Подошли к порогам и пешей разведкой выяснили, что дальше мы не сможем протащить лодки более 5 км по камням и завалам из деревьев до спокойной воды. Решено было отложить на следующий день дальнейшие поиски Бобрового ручья. Время было позднее, не было сил возвращаться назад и мы остановились, практически, в болоте. Худшей стоянки за все время нашего похода не было. Комары и мошкара сверху, чавкающая под ногами болотная вода снизу и палатки на кочках - вот краткое описание этой стоянки. Только с дровами не было проблем. Судя по всем признакам - в этих местах людей не было никогда или очень давно. С утра, посовещавшись, решили возвращаться назад в Сидрозеро и искать возможные варианты перехода в Кукозеро.
  Были бы в тот год хорошие карты или GPS, у нас не было бы никаких проблем с поисками протоки. Но видно не судьба попасть нам было в тот год на Кукозеро и Маслозеро. Протока так и не была найдена. Только на следующий год, уже при хороших картах, мы побывали и на Кукозере, и на Маслозере, пройдя весь Бобровый ручей, но это уже другая история и с другими действующими лицами. А в тот год, проведя еще два дня на берегах Тумасозера, мы обследовали все озера и берега и нарисовали для себя приблизительную карту этого места для дальнейших поездок. Потом была обратная дорога домой - сначала на самосвале, водитель которого специально насыпал вручную полторы тонны песка, чтобы не так трясло в кузове, доехали до Ахвенламби, затем шесть часов в рейсовом автобусе, наполненном до отказа пассажирами, до Медвежьегорска, поезд до Москвы и электричка до Тулы. Полные восторженных впечатлений от такой поездки еще долго вспоминали все приключения, произошедшие с нами. Тогда я ещё не знал, что подхватил хроническую рецидивирующую болезнь под названием "Карелия".

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ.

Завал на р.Сидра (1982) Завал на р.Сидра (1982).

Перед отъездом из Ахвенламби Перед отъездом из Ахвенламби.

Бобровый ручей (1983) Бобровый ручей (1983).

Маслозеро (1983) Маслозеро (1983).

Сельги (1988) Сельги (1988).

На Мярат озерах (1988) На Мярат озерах (1988).

На р. Янгозерка (1989) На р. Янгозерка (1989).